Концепция киноплёнки

Я иногда пишу рассказы и рассылаю письмами тем, кто точно готов их прочитать. Накопилось уже довольно много, сложу их сюда в отдельную рубрику «Рассказал«.

coffie_and_cigarettes[1]

— Мы сумели доказать, что находимся в огромной трёхмерной киноплёнке, — говорит учёный и смотрит на меня испытующим взглядом, пытаясь определить, насколько я заинтригован, — то есть, мы знали, что пространство четырёхмерно, но не было понятно: остаётся ли материя в прошлом или движется во времени.

Представь существо с четырёхмерным видением. Пусть это будет собака в 4D-очках. Эта собака сидит на одной из планет солнечной системы и вертит головой. Кроме традиционных трёх измерений вверх-вправо-вперёд, собака видит будущее и прошлое. И меня всегда волновало: неужели эта собака в будущем и прошлом не видит ничего, а есть только стремительное «сейчас», которое несётся во времени, как большое пылевое облако.

В таком случае, никаких тебе машин времени. Никаких тебе назад в будущее. Невозможно убить своего дедушку в прошлом. Потому что собака в 4D-очках точно знает: в прошлом уже пусто, а до будущего облако пыли «сейчас» не долетело.

— И что же на самом деле видит твоя аймакс-собака? — я листаю отчёт об эксперименте в надежде найти картинки с изображением четырёхмерных животных.

Во время эксперимента удалось разогнать частицу, чтобы она попала в будущее на какую-то чертовски малую долю секунды. И там, в будущем, частица натолкнулась на какую-то другую частицу. Значит там тоже есть материя.

— Моя аймакс-собака видит огромную киноленту. И на этой киноленте есть «сейчас», есть «завтра» и есть «вчера». И она может окинуть всю эту ситуацию одним взглядом, словно Джармуш в монтажной комнате.

— Итак, вы доказали, что существует четырёхмерная собака Джармуш, которая сидя с сигаретой и кофе в монтажной комнате на одной из планет солнечной системы, окидывает всю историю вселенной одним взглядом?

Учёный пристально глядит на меня, чтобы мне стало стыдно за мой сарказм.

— Ты лучше подумай вот о чём. Для четырёхмерной собаки твоё тело существует одновременно и «вчера» и «завтра», она видит их оба. А ты чувствуешь только «сейчас».

Я думаю об этом. Я представляю длинную аллею, украшенную моими скульптурами в разных позах. И большая четырёхмерная собака бежит по аллее, выбирая какую скульптуру ей хотелось бы пометить.

— Твоё сознание — это иголка на виниловом проигрывателе.

Я всего лишь наблюдатель. Я путешествую во времени и наблюдаю за происходящим, словно смотрю кино. Как механический театр, всё происходящее вокруг меня запрограммировано на гигантском цилиндре со штырьками.

— А четырёхмерная собака вообще не видит никаких признаков твоего сознания. Ты для неё как дерево в лесу. Или камень. Или вода. Ей кажется, что наши тела движутся по законам какой-нибудь биомеханики. Она не видит никакой мысли, потому что для неё не существует альтернатив. Как ты не видишь мысли у деревянной куклы.

Думаю, не стоит объяснять, что человек персонально по своей воле никак не может путешествовать во времени. Как и иголка на виниловом проигрывателе, твоё сознание может быть передвинуто назад волей внешнего четырёхмерного наблюдателя. Для этого они должны научиться вычленять наше сознание в некий носитель, а потом перенести его назад. Тогда в твоём опыте будет дежавю.

И я предполагаю, что они умеют так делать.

— Подожди, кто это — «они»? Я думал, собака-Джармуш это просто модель?

Есть определенные доказательства их существования.

Учёный ставит на стол две колбы и разливает в них коньяк. Мы выпиваем. Затем он бросает передо мной снимки. На снимках — чёрные пятна.

— Представь, что ты точка на плоскости. И всё, что для тебя существует, находится в этой плоскости. Ты можешь как угодно исследовать всё, что происходит в этом твоём мире.

Вот твоя плоская жена, твоя плоская еда, твоя плоская работа, — Учёный рисует на листочке весь мой быт. — Вот твоё плоское образование, плоские идеалы, и вот твои плоские принципы.

— Идея понятна, переходи к сути.

Представь, что в твой плоский мир заходит в гости куб. Для тебя он будет квадратом, и о подлинной его форме ты можешь лишь догадываться.

Так и наша четырёхмерная собака. Она не синхронизирована с нашим «сейчас». Она гуляет во времени вперёд и назад. — Учёный показывает пальцами собаку и как она гуляет по столу.

Собака подходит к тебе. Облизывает твою руку. Но для того, чтобы ты это ощутил, собака должна догнать твоё настоящее и двигаться с тобой во времени вместе. А она может стоять в одной точке, и тогда ваша встреча будет длиться крошечную долю секунды. Ты ничего не заметишь. Догадаться о её существовании можно лишь обнаружив следы материи, которая секунду назад была, а сейчас её нет. Это ведь странно и должно противоречить физическим законам о сохранении энергии. Но вся штука в том, что скорее всего энергия действительно постоянна, только в четырёхмерном пространстве. На этих фото как раз следы этой необъяснимо исчезающей материи. Предполагаю, это Джармуш.

Я обернулся, явственно почувствовав на спине осуждающий взгляд четырёхмерной собаки. В комнате кроме нас не было никого.

— Хорошо, допустим среди нас словно по музею гуляет четырёхмерная собака, свободно двигаясь в будущее и прошлое. Она может прыгнуть на меня и опрокинуть моё тело. Тогда она испортит один кадр, и в киноплёнке вселенной обнаружится несостыковка.

Ты будешь удивлён, Джармуш так и делает. Он с удовольствием меняет любой кадр как угодно. «Настоящее» только в твоей голове. Джармуша не мучает совесть от того, что меняется какая-то там история. И каждый раз, когда он что-нибудь делает, меняется вся киноплёнка от этой точки и до конца. Но мы не видим его изменений, для нас всё происходящее вокруг целостно, логично и замкнуто. Это значит, что киноплёнка перестраивается не быстрее, чем движется время в нашем сознании.

Если там две собаки, Джармуш и Спилберг, то Стивен может видеть, как по кадрам киноплёнки бегут изменения, вызванные хулиганствами Джима.

Поэтому материя во времени может располагаться негладко. В новой версии предыдущего кадра тебя уже нет, а в этом кадре ты пока ещё здесь. Пока ещё не стёрт.

Я ещё раз беру в руки снимки. В тёмном хаотичном облаке угадывается силуэт мохнатого терьера, который заведует всеми делами в этой вселенной.

— Думаешь, Джармуш делает это осознанно?

Безусловно. Ему явно не нравится конец нашего фильма.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *